Форум » Угра и окрестности » Разрушенные и заброшенные храмы » Ответить

Разрушенные и заброшенные храмы

Дмитрий М: Предлагаю в теме выкладывать информацию и фото по церквям, которые были в пенатах. Кроме, уже выложеных Кикино и Извольска, очень много неизвестных храмов исчезнувших или прибывающих в упадке.

Ответов - 61, стр: 1 2 3 4 All

Дмитрий М: Места Игоря. Все же приход, думаю, церковь в д.Власово. Ивановское и Кикино далеко.

Дмитрий: Скугорево Название храма не установлено. Организован в 1900-е гг. как храм-школа по борьбе с расколом. Священники …1904-1916. Соколов Евгений. Перемещен в Петроград. Награжден камилавкой, скуфьей, набедренником, грамотой Священного Синода. 1916-… Монахович Сергей. Перемещен из села Курьянова. Псаломщики. …-1904. Рачевский Михаил. Рукоположен в дьяконы, определен в село Васильевское. 1904-1910. Афонский Георгий. Перемещен из г. Дорогобужа. Уволен по прошению. 1910-1911. Скворцов Петр. Окончил Смоленскую духовную семинарию. Уволен по прошению. 1911-1913. Иванов Василий. Из учителя церковно-приходской школы. Отрешен от места. 1911. Соколов Виктор. Исключен из Смоленской духовной семинарии. Перемещен в Сычевку. 1913-… Дмитриев Дмитрий. Из учителя церковно-приходской школы. Церковные старосты 1900-1911… Иван Семенов, крестьянин 1914-… Макаров Иван Николаев, мещанин Чаль Храм св. Никиты мученика. Деревянный храм сооружен в 1717 г. князем Михаилом Сергеевичем Долгоруковым, перестроен в 1864 г., когда сооружены приделы св. Иоанна Предтечи и св. Николая Чудотворца. В 1910 г. полностью сгорел вместе с домами причта и церковно-приходской школой. 1868. Прихожане пожертвовали 830 р. на нужды храма. 1884. Прихожане пожертвовали 450 р. на утепление трапезной. 1888. Прихожане пожертвовали 340 р. на нужды храма. 1889. На пожертвования прихожан приобретена икона св. Александра Невского и устроена каменная ограда вокруг храма и кладбища. 1892. Прихожане пожертвовали 1420 р. на нужды храма. 1900. Прихожане пожертвовали 115 р. на ремонт храма. 1907. Гжатский мещанин Павел Васильев Волохов сделал значительное пожертвование на нужды храма. 1911. Крестьяне Федор Мягкий и Анастасия Емельянова, гжатская мещанка Мария Васильева Волохова пожертвовали по 100 р. на восстановление храма. Священники … - до 1875. Порецкий. Дочь Анна, умерла после 1875. 1842-1877. Смирнов Иоанн (1822-1885). Окончил смоленскую духовную семинарию. Переведен в Юхновский уезд. Награжден набедренником и скуфьей. Жена Анна Александровна, сыновья Александр 1864 и Георгий 1865. …1865-1871… Скворцов Петр Алексеев. Сын дьячка той же церкви Алексея Скворцова. Настоятель прихода. Награжден скуфьей и набедренником. …1869-1909. Крыловский Иоанн Петров (1840-1909.12.14). Помощник настоятеля …1869-1871…, настоятель прихода 1884-1909. Награжден камилавкой и скуфьей. Жена Надежда умерла в 1911, дочь Елизавета замеужем за священником села Аксиньина Юхновского уезда Сергиевским. …1883-1915… Соколов Иоанн. Помощник настоятеля прихода. До 1907 уездный благочинный, заведующий и законоучитель церковно-приходской школы. Награжден наперсным крестом, камилавкой и скуфьей. …1898-1915… Соколов Глеб Иоаннов. Помощник настоятеля прихода …1898…, настоятель …1905…, протоиерей …1915… Сын Константин с 1915 псаломщик села Самуйлова. 1910-1915… Абрютин Евгений. Окончил Смоленскую духовную семинарию Награжден набедренником. Дьяконы …-1869. Скворцов Алексей (?-1869.03.20). Сыновья: Петр - священник той же церкви, Павел – окончил Смоленскую духовную семинарию, священник в селах Воробьеве и Дровнине. ?-? Верзилов Иоанн. Родился в Поречском уезде. Перемещен в село Красное Юхновского уезда, в 1871 – в село Рождествено, оттуда – в другое место. …-1876. Юденич Евграф. Рукоположен в священники и определен в Бельский уезд. 1876-1904. Иоанн Лебедев (1838-1904.06.23). Перемещен из другого места. 1895-?… Орлов Василий. Рукоположен из псаломщиков села Воронцова. 1904-?… Орлов Василий. Рукоположен из псаломщиков Воронежской губернии. Дьячки 1834-?... Щербинский Иоанн Федоров. Сын дьчка села Дровнина Щербинского Ф.Я. Перемещен из села Дровнина. Пономари ? - до 1875. Смарагдов (?- до 1875). Жена Степанида, умерла после 1875, дочь Анна. Псаломщики …-1885. Смирнов Иван. Перемещен в село Вырубово. 1885-… Одоевский Иван. Сын священника. 1887-… Потемкин Николай. Перемещен из Бельского уезда. …-1888. Куханов Михаил. Уволен по прошению. 1888-1893. Спиридонов Василий. Был исключен из Смоленской духовной семинарии. Рукоположен в дьяконы и перемещен в Рославльский уезд. 1888-… Куханов Иван. Сын псаломщика. …-1905. Львов Дмитрий (?-1905.12.25). 1906. Цветков Николай. Окончил 5 классов Смоленской духовной семинарии. В 1906 вышел за штат. 1906-… Чистяков Сергей. Окончил Вяземское духовное училище. Председатель приходского попечительства …1871… Флемм Иван Яковлевич, коллежский секретарь. Церковные старосты …1871-1879… Князь Степан Андреев, крестьянин. Награжден грамотой священного Синода. …1881-1889… Кудрявцев Иван Васильев, крестьянин. 1907-1915… Бахвалов Андрей Иванов, крестьянин. Награжден грамотой священного Синода. Учителя церковно-приходской школы До 1894. Соколов Иван. Законоучитель. Рукоположен в дьяконы, определен в Сычевский уезд. …1897-1905… Соколова Мария. Учительница. …1897… Соколов Евгений. Учитель. Васильевское Храм св. Николая Чудотворца. В камне сооружен графом Василием Васильевичем Орловым-Денисовым в 1834 г. 1868. Прихожане пожертвовали 700 р. серебряные ризы для икон Спасителя и Богородицы. 1892. Управляющий имением графини Орловой-Денисовой Сергей Георгиевич Сокольский пожертвовал 400 р. на нужды храма. 1899. Граф Орлов-Давыдов-Никитин приобрел облачение для причта на сумму 500 р. 1900. Граф Граббе пожертвовал 1000 р. на ремонт храма. 1902. Графиня М.Н.Граббе пожертвовала церковное убранство на сумму 200 р. 1904. Прихожане пожертвовали 200 р. на нужды храма. Священники 1848-1901. Попов Алексей Иосифов (1827 – 1901.01.09). Окончил Смоленскую духовную семинарию в 1843, преподавал в Рославльском и Смоленском духовных училищах. Священник 1849-1891, протоиерей 1891-1901. Награжден орденами св. Владимира IV ст., св. Анны III ст., наперсным крестом, в подарок от графа Орлова-Денисова получил золотой наперсный крест. 1901-1911. Белявский Иоанн Васильев (? – 1912.02.07.). Сын священника Ельнинского уезда. Окончил Смоленскую духовную семинарию в 1892. Перемещен из краснинского уезда. В 1911 уволен за штат. Награжден скуфьей и набедренником. Жена Анна, умерла после 1915. 1911-1915… Перемещен из Краснинского уезда. Награжден скуфьей. Жена – О., умерла после 1915. Дьяконы …-1879. Воробьев Василий . Рукоположен в священники, определен в Ельнинский уезд. …1894-1897… Юденич Александр. Рукоположен в священники, определен в Юхновский уезд. …-1901. Березкин Андрей. Перемещен в Дровнино. 1901-1904. Чернобуров Иоанн. Окончил 5 классов Смоленской духовной семинарии. Перемещен в Юхновский уезд. 1901-1910… Рябчевский Михаил. Рукоположен из псаломщика села Скугорева. Псаломщики 1857-1902. Полканов Гавриил Васильев (? - 1902). Перемещен из села Клушина. 1903-1905. Юшенов Капитон (? - 1905). Перемещен из Краснинского уезда. 1905-1908. Полканов Александр. Окончил 1 класс Смоленской духовной семинарии. Перемещен в Ельнинский уезд. 1908-1914. Барсов Сергей. Перемещен из Ельнинского уезда. Уволен по прошению. Председатель приходского попечительства …1867-1871… Орлов-Денисов Николай Федорович, граф. Церковные старосты …1899… Федор Ильин, крестьянин. 1902-1908… Федор Герасимов, крестьянин. …1909… Василий Игнатов, крестьянин. 1913-1917… Зуев Иван Андреев, крестьянин. ( Материалы из Тёмкинского краеведческого музея )

Дмитрий М: Дима, а по Кулешам и Павловскому есть в музее что-то ?? Челищево ? Ивановское , которое на Воре ? Хотя к Темкино , кроме Павловского, это не имеет отношение. Больше Износки.

istrebitel: Дмитрий М пишет: Вопрос больше к Мотрику и Истребителю Дуброво - да, сохранилась, в нормальном состоянии, расположение очень красивое. В Бариново нет, но люди на свои деньги не так давно поставили часовню

Дмитрий М: istrebitel пишет: В Бариново нет После революции, наверное, закрыли и поломали ?

Фильнат: В Рубихино есть полуразрушенный храм, состояние примерно как в Извольске.

istrebitel: Фильнат пишет: В Рубихино есть http://motrik.gallery.ru/watch?ph=bZm-bnmIq

vitos: Дмитрий М пишет: Места Игоря. Все же приход, думаю, церковь в д.Власово. Ивановское и Кикино далеко. Отвечу за Игоря. в Ивановском Церковь разрушена под основание в 50 годы. в Кикино Церковь есть.

Игорь6719: vitos пишет: Отвечу за Игоря. в Ивановском Виталий! Спасибо! Да и не был я там пока.................

Дмитрий М: Вы наверное не поняли , что хотел сказать.. В районе Сергейково до революции было 3 церкви - Власово, Ивановское и Кикино. Сейчас не одной - в Кикино просто сохранились стены. Но дело не в этом. У каждой церкви был свой приход - деревни такая-то и такая-то округи ходили в эту, деревня такая-то и такая-то в другую. Самое логичное, что жители д.Сергейково пообщаться с Богом ходили в село Власово. До революции, разумеется.

vitos: Игорь6719 пишет: Да и не был я там пока................. всему свое время.

Motrik:

Дмитрий М: Оф-ф-ф-фуеть !!!!!!! Это Дуброво ??

istrebitel: Дуброво. На одной из стен есть заметная заплатка от пападания снаряда

Дмитрий М: А внутри как ?

Дмитрий: Дмитрий М пишет: Село Павловское. Церковь Казанской Божьей Матери. Когда построена и кем - пока не знаю. По Межеванию 1792г ещё числится ( надо понимать - придел ? ) Архангела Михаила. Но там указано село Луково-Павловское... Дмитрий М пишет: Дима, а по Кулешам и Павловскому есть в музее что-то ?? Челищево ? Ивановское , которое на Воре ? Хотя к Темкино , кроме Павловского, это не имеет отношение. Больше Износки. В Ивановском на Воре церкви никогда не было. Челищево - в Межевании указана Знаменская церковь ( надо понимать иконы Божией Матери "Знаменская" ). Кулеши - церковь Георгия Победоносца. Всё относилось к Медынскому уезду Калужской губернии. В Тёмкинском музее информация может и есть - разные исследователи постоянно приносят туда что нарыли. Надо спросить.

Дмитрий М: Дмитрий пишет: Челищево - в Межевании указана Знаменская церковь ( надо понимать иконы Божией Матери "Знаменская" ). Кулеши - церковь Георгия Победоносца. Всё относилось к Медынскому уезду Калужской губернии. А где кладбище Челищево ? Могу ошибаться, но тоже Хопилово и Челищево хоронили на кладбище в Кулешах..

Motrik: Дмитрий М пишет: А внутри как ? внутрь еще ни разу не заходили. Там бывает заперто

Дмитрий М: Атлас 1792 года. Мне лично не понятны значки церквей в Ильино и Силинках. Хотя эволюцию церквей в этом районе знаем не до конца - могли в 18 веке быть небольшие и деревянные, потом укрупнили в 19 веке приходы к большим каменным храмам. Не знаю, если честно. Кстати, Извольск не Извольск, а Изполское (если правильно прочел) .. Но церковь там есть..

RedMaks: Забытая святыня земли Вяземской.Церковь Преображения Господня в деревне Лосьмино. Написал А.М. Иванов 03.01.2009 Село Лосьмино (Скобелево) волостное село. Первое название данного населенного пункта пошло от слова «Скобель», под которым подразумевается кривой нож с двумя поперечными ручками для строганья вчерне. Скоблить, скоблю, скоблишь (и скоблишь); скоблящий, скобленный. Скрести отвесно поставленным лезвием, очищая, снимая что-нибудь с поверхности. Название Лосьмино произошло от названия речки Лосьминка, протекающей в данной местности. В 1904 г. в селе было 67 домов, 225 муж., 243 жен., а также была земская школа, судо-сберегательное товарищество, ярмарка: 6 августа (по стар. стилю), ветреная мельница, фельдшерский пункт, постоялый двор и трактир. На месте трактира сейчас располагается дом Медведевых и Голубевых. Также в селе находилась барская усадьба, принадлежавшая Каховскому Леониду Михайловичу, брату декабриста. Это был деревянный одноэтажный дом, посреди которого находился коридор, от него отходили комнаты в разные стороны. Со стороны церкви было крыльцо с мезонином. Усадьба находилась между церковью и пилорамой. Дом помещика сожжен во время войны. В 1812 г. 6 октября (по стар. стилю) утром партизанский отряд Дениса Давыдов ворвался в село Лосьмино и завязался бой с французскими мародерами, в этом бою в плен было взято 403 рядовых и 2 офицера. Давыдов данную операцию назвал «лучшим своим подвигом» (200 французов убито и около 400 взято в плен). 14 числа того же месяца отряд Дениса Давыдова на веселее снова прибыл в село Лосьмино и устроил привал, в это время на отряд напали французы и после небольшого боя отряду Дениса Давыдова пришлось отступить в разные стороны. После революции в деревне построили мельницу и кузню, а в бывшем поместье сделали народную библиотеку. Сохранился вяз посаженный еще при помещиках, возле него располагался курган, на который по праздникам клали доску, что-то наподобие стола, и пили чай. Между деревнями Лосьмино и Татарками, есть кусты в народе получившие название Кирпичики, там брали глину на постройку церкви, ямы видны и сейчас. Как сообщает краеведческий словарь Смоленской области 1978 г. деревня Лосьмино, Ефремовского с/с Вяземского района, усадьба отделения совхоза «Некрасовский». На шоссе Калуга – Ржев, в 18 км. от Вязьмы. 135 жителей, 8 летняя школа. Совхоз славится своими культурными пастбищами, которые устроены на основе рекомендаций, разработанных Эстонским научно-исследовательским институтом по мелиорации. Во время войны с октября 1941 до весны 1942 года в Лосьмино действовал лагерь для военнопленных и гражданских лиц. Располагался он в здании школы и церкви. В лагере содержались советские военнопленные и неблагонадежные мирные жители. За короткий период расстреляно, погибло от голода и холода 200 человек. Об этом свидетельствует братская могила советских военнопленных, расстрелянных немцами и захороненных возле церкви. В Энциклопедии Смоленской области том 2 2003 г., читаем следующие сведения. Лосьмино (Скобелево) – деревня Кайдаковского сельского округа Вяземского района. 75 жителей (1998 г.), на 2005 год – 40 жителей. В прошлом – село Юхновского уезда. Расположено недалеко от Калужского тракта. В 1755 г. майором Георгием Тимофеевичем Шатихиным был построен каменный храм Преображения Господня. В настоящее время с автодороги Вязьма – Калуга видно полуразрушенное здание храма. Церковь расположена на открытом возвышенном участке между жилой застройкой села и кладбищем, заросшим деревьями. К северо-востоку от здания сохранились остатки усадебного парка с каскадными прудами. Церковь во имя Преображения Господня «холодный» храм и «теплый» придел во Имя Святителя Николая построена в 1744 – 1755 гг. на средства майора Георгия Тимофеевича Шатихина. В 1851 году 25 июля был вновь вызолочен иконостас мастером московским Михаилом Васильевичем Поряевым (Горяевы) и расписан вновь алтарным живописцем из г. Вязьмы Петром Макарычем Зуевым. Об этом свидетельствует надпись, которая была спрятана за иконостасом церкви и содержала следующее: «1851 году июля 25 числа в новь вызолочен сей иконостас мастером московским Михаилом Васильевичем Поряевым (Горяевы) и расписана настоящая церковь, алтарь на живописцем города Вязьмы Петром Макарычем Зуевым и пожертвованием помещика Алексея Григорьевича г. Ковалева». Алтарь церкви был одноэтажный, пятигранный. В конце 19 или начале 20 вв. кирпичные стены на многих участках закрыла цементная штукатурка. Ажурный крест над храмом изготовлен в последней четверти 19 в., главный алтарь, квадратная трапезная и колокольня с основанием той же ширины разобрана. От пределов сохранились лишь плоские восточные стены. Ярусная объемная композиция и декор уцелевшего ядра здания близки нарышкинскому барокко. Колокольня трехъярусная, восьмерик на четверике. Восьмерик был неубывающим к верху, окна с наличниками шли в два яруса. Высокий двухсветный четверик завершен широким восьмериком с вытянутыми вверх гранями. Меньший восьмеричок над ним увенчан граненой главкой на глухой шее. Углы четверика выпущены между узкими лопатками на флангах фасадов. На восьмериках лопатки закрывают ребро между гранями. Окна обрамлены наличниками с вогнутыми скатами разорванных фронтонов. На южном фасаде четверика проемы размещены по двум осям: на северном – западная половина стены проемов не имеет из-за примыкания граненого предельного алтаря с крутой кровлей. Окна с коробовыми перемычками забраны волнистыми решетками. Несложный перспективный портал на северной стороне завершен полукружием арки. Храм соединялся тремя арками почти одинаковых размеров с алтарем, имевшим параллельные стены. Более короткий южный предел был прямоугольный с сомкнутым сводом. Трапезную, перекрывавшую монастырский свод пристроили позже, поэтому оно значительно отличается от самой церкви. Закрыт храм был в 30-е годы 20 века. Но как утверждают некоторые местные жители, в частности Евдокия Ивановна Прохоренкова (в девичестве Паршина) 1925 года рождения, храм продолжал действовать еще до войны. Возле церкви на горке жил поп с семьей, у него было двое детей, дочь Александра Васильевна была замужем за директором школы. Место, где жил поп, в народе получило название «поповка» По словам местной, жительницы Валентины Алексеевны Васильевой с 1948 по 1957 гг. в большой (зимней) церкви располагался молокозавод, а с 1957 по 1986 гг. в летней церкви располагалось сепаратное отделение. В 1957 году по приказу Астахова Михаила Захаровича – председателя колхоза «Путь Ленина», который руководил строительством телятника, старую (зимнюю) церковь взорвали на кирпич. По воспоминаниям старожилов, кладка была настолько крепкой что трактора, рвали тросы, когда пытались снести здание. После 1986 года церковь стоит заброшенной. На церкви висел колокол, но существует множество версий о том, когда его сняли. Одна из них, что в середине 20-х годов прошлого столетия из Вязьмы пришел приказ, снять купола. Председатель колхоза обратился к священнику Василию, с просьбой посодействовать, тот, подумав, согласился. Но колокола снимали аккуратно, а не скидывали, как это делалось в некоторых случаях, затем купола увезли в город. Эту версию подтверждает местный житель Евдокия Ивановна Прохоренкова. Другая версия заключается в следующем, колокол сняли в 1957 году, когда взрывали зимнюю церковь, так утверждает Валентина Алексеевна Васильева. Еще хотелось бы заострить внимание на внутреннем убранстве церкви, до 1952 года, по словам Валентины Алексеевны Васильевой, работавшей в то время на молокозаводе, на стенах висели иконы и были видны фрески, но алтаря не было. Фреска изображавшая Николая Чудотворца было видно отчетливо видна с улицы до конца 80-х годов прошлого столетия. В то время когда в церкви располагался пункт приема молока, пол был уложен плиткой, в дальнейшем ее залили цементом. По словам все тех же местных жителей, после того как церковь разграбили, многое растащили по домам. В частности в одной семье деревни Лосьмино на протяжении ряда лет сохранялась Библия на старославянском языке, по которой учили детей грамоте. Затем эта книга была передана в Троицкий собор в Вязьме. Возле церкви находилась могила помещика, на ней стоял памятник из черного мрамора в виде тумбы, с лежащей на скатерти книгой. Надпись на памятнике гласила «Поручик Леонид Михайлович Каховский». По словам Валерия Валентиновича Лакова, в начале 50-х годов прошлого столетия коммунист Михаил Петрович Ефарестов, зам. председателя колхоза, забрал этот памятник себе, и хотел разрубить, но потом вернул к церкви. За это его исключили из партии. Памятник долго валялся у церкви, а затем приехали сотрудники Вяземского историко-краеведческого музея и забрали к себе. Он долго лежал возле памятника Перновскому полку, а затем в начале 90-х годов этот памятник был увезен в деревню Покров, где и находится до сих пор. На том месте, где ранее стоял памятник сейчас могила мужа и жены Тычкиных. Но как утверждает Федоров Олег, памятников было два, второй был из белого мрамора, и как утверждает Екатерина Воронова (первый послевоенный директор Вяземского краеведческого музея) на нем стоял бюст Каховского. Сейчас этот монумент находится в деревне Митьково, под крыльцом семьи Беловых. Также возле храма до начала 90-х годов находился еще один памятник из мрамора местному купцу. По словам местных жителей (Ольги Николаевны Ивановой и Валентины Алексеевны Васильевой), в 1999 или 2000 гг. по заказу кокой-то вяземской организации приезжали военные из строительного батальона, выкопали фундамент зимней церкви, но через три дня уехали, сочли, что не рентабельно восстанавливать храм. В настоящее время с автодороги Вязьма – Калуга видно полуразрушенное здание храма. Таким образом, можно сделать вывод, что за годы советской власти на территории Вяземского района было утрачено множество храмов. В последние десятилетия на Смоленской земле происходит возрождение духовно-религиозной деятельности. В связи с этим появляется надежда, что храмы, если и не будут восстановлены, то хотя бы не будут забыты.



полная версия страницы