Форум » Угра и окрестности » Старые дороги » Ответить

Старые дороги

Дмитрий М: Предлагаю выкладывать информацию по старым дорогам в пенатах. Не только же Гжатский тракт существовал.. С прицелом на покатушки, естественно.

Ответов - 5 новых

Дмитрий М: Карта 1843 года. Дорог не много. Главная - кусок Старой Смоленской дороги. Гжатск-Вязьма-Дорогобуж. Губернская - Калуга-Юхнов-Вязьма. Проезжая - Юхнов-Гжатск (гжатский тракт), Юхнов-Масальск-Ельня (прообраз Варшавки). У каждой , понял, свое время и своя история.

RedMaks: Дмитрий М пишет: Карта 1843 года. Дим,это не карта....

Дмитрий М: RedMaks пишет: Дим,это не карта.... Хорошо, это изображение.


Дмитрий М: Самая легендарная дорога - Старая Смоленская. В полном виде дорога сложилась не раньше XVI века. Более древняя сухопутная дорога, соединявшая Смоленск еще с Ростово-Суздальской землей шла вдоль реки Угры. Ее существование можно обнаружить в письменных источниках, по крайней мере, начиная с XII века. Возникла же она, вероятно, гораздо раньше. От верховьев Угры к Смоленску путь шел через Ельню и древнее село Долгомостье. Первой возникла дорога Дорогобуж-Вязьма, она начала активно использоваться не позднее XIII века, когда выросли роль и значение Вязьмы. Между Дорогобужем и Вязьмой существовала тесная политическая связь. Они, вероятно, были объединены в единое Вяземско-Доргобужское княжение. Сухопутный путь от Вязьмы к Дорогобужу шел вдоль реки Осьмы, по ее левобережью. Он проходил через Семлево, Калпиту, Городок (Самцовский), Волочек. После Волочка дорога поворачивала к Дорогобужу и шла также вдоль Осьмы. Скорее всего, она пролегала через Теплянку, Секарево, Староселье, Четово. Судя по данным археологии, здесь находились древнерусские поселения XII-XIII веков. О том, что дорога вдоль Осьмы была достаточно оживленной, говорит факт нахождения здесь городка Мстиславца, который упомянут в числе 10 смоленских городов, содержащихся в перечне русских городов конца XIV – начала XV веков. Дорога вдоль Осьмы была оживленной на протяжении многих веков. Не случайно в XVI веке при выезде из Дорогобужа в сторону Волочка возникла Ямская слобода, в которой жили ямщики – служилые люди, занимавшиеся перевозкой людей и грузов. В ходе Смоленской войны в 1633 г. польские войска пошли из-под Дорогобужа к Вязьме через Волочек. В XIX веке этот путь получил название объездного тракта на Вязьму. К тому времени он стал прямее и проходил уже через Березовку и Бражино.

Дмитрий М: Участок Можайск-Вязьма, вероятно, начал активно использоваться только со второй половины XV века. Именно в это время усиливается давление Москвы на Смоленскую землю и начинается борьба за отторжение Вязьмы от Литовско-Русского государства. Первое сообщение о прямом пути из Можайска в Вязьму содержится в описании дороги, по которой в 1495 г. ехала в Литву дочь великого князя Московского Ивана III Елена, выданная замуж за литовского великого князя Александра. Вязьма за два года до этого была присоединена к Московскому государству, что также стало дополнительной причиной развития прямой дороги Можайск-Вязьма. В 1570 г. Иван Грозный установил государеву ямскую службу, и дорожное сообщение для государственных нужд стало более упорядоченным. Все это и привело к окончательному закреплению прямоезжей Смоленской дороги. На новом участке дороги в 1530 г. возник и быстро стал богатеть, в том числе за счет взносов знатных путешественников, Болдин монастырь. Позднее в селе Полянове (ближе к Вязьме) возник еще один монастырь. Что собой представляла Старая Смоленская дорога в начале XVII века можно судить из записок поляков, ехавших в Москву. В 1606 г. в столицу ехала Марина Мнишек для венчания с новым русским царем Дмитрием Иоанновичем, которого мы больше знаем как Лжедмитрия. Вот строчки из ее дневника: «26 апреля. Ночлег в Дорогобуже. Дорога поправлена, а по лесам вымощена… 28 апреля. Ночлег в Колпите. Дорога прегадкая: одних мостов было 45». Самым слабым местом всей Старой Смоленской дороги стал участок под Дорогобужем, где в Днепр впадает Осьма. В этом месте находится большая низменная пойма, которая заливается в половодье. Это создавало большие проблемы, как местным жителям, так и проезжающим по тракту. В 1766 г. дорогобужские дворяне в своих наказах Комиссии по составлению нового уложения (Свода законов) в числе своих главных нужд назвали и «дорожную» проблему: «Дорогобужским уездом лежит большая дорога к Смоленску через многие реки и неудобные места. А особливо в вешнее и в мокрое время воды разливаются от рек Днепра, Осьмы и Ведуги верст до пяти и шести так, что недели по три и по четыре совсем способу нет ездить». Такие паводки, по словам дворян, бывают в год «раза по три и более». В этих случаях «как казна, так и амуниция, и полки, и тому подобное» должны были подниматься вверх вдоль Днепра до деревни Молодилово, где издревле был перевоз. Кстати, здесь сохранялась паромная переправа вплоть до 1960-х гг.



полная версия страницы